О телефонах.

О телефонах.

«Вот, вечно он с этим телефоном в руках! Я ему по 36 раз говорю – делай уроки, а он уткнулся и не слышит ничего!»
Представьте обстановку дома, когда мама ходит и говорит – «Делай уроки, делай уроки, делай уроки, уроки, уроки….»
«А как, если он не делает? Всё с телефоном сидит! Отобрать телефон? Пробовали, он тогда включает телек. Бить его?»

☀Никто не учил нас быть родителями. Опыт мы брали из своей семьи и из примеров вокруг. А опыта по поводу гаджетов мало, потому что их просто не было. И культуры использования нет. Что вы видите вокруг? Сами взрослые многие «залипают» в телефон.

Итак, почему дети в телефонах?

1. Есть иллюзия общения, впечатлений, поступления интересной информации.
2. Погружение в виртуальный мир даёт возможность уйти из реального мира. Где есть сложности разного уровня. Почему иногда взрослые «тупят» в соцсетях? Часто это происходит из-за перегруженности. Когда нет последовательности задач, а есть цейтнот и всё важное и нужное. Этот эффект – прокрастинацию – биологи наблюдают даже у животных, когда на тех (не на биологов, на животных) наваливаются две одновременно важные задачи, то животное перестаёт действовать, а начинает умываться, а птицы чистят перья. Получается, когда мы зависли на фб или вк, то мы так «чистим перья»))))
🍀То же и с детьми — когда вокруг много «надо», «должен», «обязательно», тогда система даёт сбой. И человек «сидит в телефоне» часами.
3. Часто на консультации можно видеть такую картину – пришёл подросток, заходит в кабинет, телефон в руках, кладёт его рядом, предложение отключить встречается тревогой и весь час идёт хватание за телефон при малейшем звуке. Что это? Как правило, погружённость в общение (что нормально для подростка) и нехватка эмоциональной поддержки в семье (что нуждается в корректировке).

Я написала 3 причины, с которыми можно работать. Конечно, их больше, но даже эти причины могут дать вам подсказку, где копать.

☀Итак, некоторые рекомендации из серии «а делать –то что с ними?»:

1. Начинаете с себя. Смотрите, как у вас в семье вообще обстоят дела – с телефонами, компьютерами, телеками. Если взрослые сами склонны к зависимости – невозможно требовать от детей. Что вы можете сделать? Личный пример.
Из эффективных, которые я видела в семьях:
— После 9 вечера ВСЯ семья отключает свои телефоны. Все дела подождут до утра. Ведь подождут? Зато ваши дети видят пример. И вы вдруг увидите друг друга.
— По выходным в семье есть правило – активности без телефонов. Один выходной день никто не использует телефон, это знают друзья, родственники и это даёт возможность семье пообщаться. Приходится придумывать движуху)
— За столом, когда общий обед или ужин, телефоны выключаются. Полчаса мир продержится без вас.

🍀Какие вы видели эффективные методы приучения детей к культуре использования гаджетов? Напишите, пожалуйста, в комментах.

2. Общее спортивное или творческое увлечение. В семье, где есть общая деятельность, и дети нужны и привлекаются, всё гораздо легче. Дети получают признание, поддержку, наполненность информационную и эмоциональную в семье, им уже нет необходимости искать это в телефонах.
Пример:
— Вся семья участвует в творческом проекте – создании сказочного городка в их районе. Причём начал дело папа, ему было интересно, подключилась мама и дети.
— Путешественники на велосипедах. Выстраивают маршрут по области, готовятся к походу, распределяют обязанности и едут в мини-путешествие.

🍀 Какие примеры видели вы?

3. Дети в курсе, зачем телефоны, зачем компьютеры, и как их использовать – в чём их смысл и полезная сторона. И именно в сторону пользы родители их направляют.
Пример:
— Как с помощью телефона снять и смонтировать интересное видео и выложить на канал.
— Как программировать.
— Работа в фотошопе.
— Приложение на телефоне, помогающее учить английский или любой другой предмет.
— Умение найти и скачать книгу, аудиокнигу, нужный видеоматериал.

🍀 Какие примеры знаете вы?

4. Дети ещё не умеют себя контролировать. Если вы договорились только 2 часа в день, а он «просрочил», это нормально. И полезно, если родители умеют вернуть ребёнка в рамки. Учат, как их соблюдать. Учат управлению собой.

Например:
Вы объяснили почему вы устанавливаете ограничение 2 часа в день, обсудили – когда и как он может свободно «сидеть» в телефоне. Допустим, он нарушил это правило. Какие последствия, нужно тоже обсудить заранее. «Если ты был в телефоне дольше, не два, а три часа, то на следующий день у тебя остаётся один час.» И это спокойно, твёрдо. Истерики и обвинения – признак бессилия и слабости. Если родители спокойны и решают, как главные, то даже подросток склонен это уважать.

5. Сейчас на нас идёт гигантский информационный поток. И даже взрослые ещё не научились с этим справляться. И мы не представляем, как это отражается на психике. Нам полезно учиться самим и учить детей – как фильтровать информацию, что нужно, а что не нужно смотреть. В одной семье пьют кока-колу, в другой — нет, здесь решаете вы, чем «кормить» вашего ребёнка, какой информацией. Сам он пока выбирать не умеет. Будет поглощать всё подряд.