На улице. Прохожие, мама с сыном лет пяти.
Отрывок диалога:
— И вот, мама, мы с Пашкой решили Егора обмануть: позвали гулять, а сами не пришли.
И мамин ответ, почти механический и монотонный: — Так делать нельзя, обманывать нехорошо, плохие люди обманывают….
И дальше о добре и зле длинный монолог. Смотрю, мальчик поскучнел и отключился, перестал вникать в мамину речь.
Я когда в школе работала, исследовала у детей как работают каналы восприятия — слуховой, зрительный и кинестетический. У 90% учеников начальных классов слуховой канал заблокирован.
Особенно в семьях, где родители много учат, воспитывают, дети умеют отключаться и не слышать. А потом им сложно воспринимать информацию на слух.
Один из способов разговора с детьми, если вы хотите, чтоб вас услышали: ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ.
Пусть вам будет интересно!
Той маме было не интересно, она просто отрабатывала программу воспитания ХОРОШЕГО сына.
Какие вопросы можно было бы задать:
А почему вы с Пашей так решили? Что Егор сделал? Егор ваш друг? Кто придумал обмануть? (разобраться глубже в деталях, в причинах ситуации).
Что вы хотели с Пашей от Егора, когда обманывали?
Если обмануть человека, это поможет в вашей ситуации? Если бы Егор предложил Пашу обмануть, то ты бы как реагировал? Если бы они решили тебя обмануть, ты бы что чувствовал? Если бы вы не стали обманывать, что было бы дальше?
(дать ребёнку посмотреть на ситуацию с разных сторон).
Задавать вопросы, выслушивать ответы. Посмотреть, куда ответы ведут, какие выводы ребёнок делает.
Возможно, у него появится желание спросить совета. Тогда будет благотворно его дать, тогда ваше слово будет работать.
Если не появится желание, зато вы пообщались в форме диалога, а не менторского монолога, у ребёнка есть понимание, что он интересен, есть опыт взаимного уважения и есть знания о разных подходах к ситуации.